Описание образовательной программы НОО

Описание ООП НОО МКОУ СОШ сп Нижний Курп
в соответствии с ФГОС 2021, с учетом Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372.

ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а
также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и в
неурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации ФОП НОО являются:
· обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской
Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и восп
итание каждого обучающегося;
развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общих при
нципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного про
цесса;
·организация образовательного процесса с учѐтом целей, содержания и планируемых результа
тов начального общего образования, отражѐнных в ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учѐтом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программи учебных планов для одарѐнных, успешных обучающихся и (или) для детей социал
ьных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ФОП НОО предусматривает решение следу
ющих основных задач:
формирование общей культуры, гражданскопатриотическое, духовнонравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление т
ворческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, прио
бретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными
, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и непо
вторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том
числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с
ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию обще
ственно полезной деятельности;
·организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества
и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
ФОП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учѐта ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС
НООк целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
начального общего образования;
2) принцип учѐта языка обучения: с учѐтом условий функционирования образовательной орга
низации ФОП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа
в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учѐта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструиро
вание учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми
способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представи
телей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику
в формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную адаптацию
обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования,
единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего
и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний,
воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственноценностного отношения к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических техн
ологий. Объѐм учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны с
оответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПи
Н 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности д
ля человека факторов среды обитания», утверждѐнными постановлением Главного государств
енного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296
), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врач

а Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующими
до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждѐнными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №
28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., рег
истрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарноэпидемиологические требования).
ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее ад
аптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объѐм аудиторной работ
ы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических ча
сов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разр
абатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании индиви
дуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объѐм дневной и недельной
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объ
ѐм домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО соответствуют современным целям начального
общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и спосо
бствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. Врезультате освоения содержания программы начального
общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также
различными знаков символическими средствами, которыепомогают обучающимся применять
знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деят
ельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО

независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким
образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам
обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в
образовательной организации и служит основой при разработке
образовательной организацией соответствующего локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, о
беспечению преемственности в системе непрерывного образования. Еѐ основными функциями
являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения ФОП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
· оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего монит
оринга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регион
ального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных про
цедур;
·оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, еѐ содержательной и критериальной базой выступают тр
ебования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обуча
ющимися ФОП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценки; ито
говую оценку; промежуточную аттестацию; психологопедагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений
обучающихся.
Внешняя оценка включает:
·независимую оценку качества подготовки обучающихся;
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует
системно- деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных
достижений.
Системнодеятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в о
ценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он
обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируе
мые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой для
организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к с
одержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.

Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счѐт ф
иксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов. Достижен
ие базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные зад
ачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса, выс
тупает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего
учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуал
ьных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другие) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга,
втом числе оценок творческих работ, наблюдения;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся всамост
оятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том
числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) техно
логий.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего
представления о воспитательной деятельности образовательной организации
и еѐ влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаим
одействия с обучающимся с учѐтом его индивидуальнопсихологических особенностей развити
я.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы результа
тов:
основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально
значимыекачества личности;
готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное
участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, учитель может осуществлять оценку
только следующих качеств:
наличие и характеристика мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке
метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых
результатов освоения ФОП НОО, которые отражают совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ у
чебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
познавательных универсальных учебных действий;
коммуникативных универсальных учебных действий;
· регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых
исследовательских действий, умений работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающихся у
мений:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенныеоб
ъекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдения
х на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе пред
ложенного алгоритма;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственномунаблюдению или знаком
ых по опыту, делать выводы.
Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает
формирование уобучающихся умений:
·определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на осно
вепредложенных учителем вопросов;
· с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
·сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на осно
вепредложенных критериев);
·проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особен
ностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных ил
и сходных ситуациях.
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий обеспе
чивает сформированность у обучающихся умений:
выбирать источник получения информации;
·согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представл
енную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки;

· соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представ
ителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при пои
ске в информацинно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и
совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сфор
мированность у обучающихся умений:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и усло
виями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дис
куссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в ко
ллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата пла
нирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной р
аботы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО пред
полагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать
последовательность
выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деят
ельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как учителем в ходе
текущей и промежуточной оценки по учебному предмету, так и администрацией
образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе
отслеживается способность обучающихся
разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательн
ыми, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном препода
вании.

В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных
действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогичес
кого совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности
универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных об
ластей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний,
умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а
также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с
требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических
задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапр
едметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется учителем в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
фиксируются в приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включат
ь:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способ
овоценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости с учѐтом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью
оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчѐта)
для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках
стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности,
готовность к овладению чтением, грамотой и счѐтом.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки гот
овности к изучению отдельных учебных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в
освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обуча
ющегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, с
пособствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в
обучении.

Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения к
оторых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы, самои взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учѐтом особенностей учебного пр
едмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематически
х планируемых результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со 2 класса, в конце каждо
го учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оц
енки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следую
щий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и скл
адывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по учебному предмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на
основном содержании учебного предмета с учѐтом формируемых метапредметных действий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».